Что делать, если у ребенка ЗПРР? Или ЗПР? За этими аббревиатурами стоят часто встречающиеся, но трудно поддающиеся лечению состояния, которые нельзя назвать ни патологией, ни нормой.
Разного рода задержки, такие как задержка речевого развития (ЗРР), психоречевого развития (ЗПРР), психомоторного развития (ЗПР), умственного развития имеют различные проявления, но сходные причины возникновения. В основе всех этих состояний лежат различные травмирующие факторы, влияющие на мозг. Так как кора больших полушарий - самая ранимая и чувствительная часть головного мозга, то все нагрузки на головной мозг отражаются в первую очередь на её работе. Именно в коре больших полушарий и расположены зоны, ответственные за речевое, психическое развитие, а также за формирование навыков движений и мелкой моторики.
Какие травмирующие факторы могут вызывать задержки в развитии?
•Родовые травмы, кесарево сечение, искусственная стимуляция родовой деятельности, преждевременные роды, обвитие пуповины.
•Внутриутробная гипоксия (кислородное голодание), асфиксия в процессе родов.
•Болезни, перенесенные инфекции матери во время беременности, приём алкоголя и отравления другими токсическими веществами (в том числе лекарственными средствами).
•Перенесенные травмы и инфекционные заболевания в раннем возрасте у ребенка.
Самое первое место среди факторов, вызывающих нарушения, занимают перенесенные родовые травмы и травмы в течение жизни ребенка.
Исследование, проведенное совместно Институтом остеопатии СПбГУ и СЗГМУ им. И.И. Мечникова, показало, что нарушения речи у детей в 100% случаев сопровождается структурными изменениями в черепе и позвоночнике. К таким изменениям относятся смещения и повреждения костей черепа вследствие родовых травм, смещения шейных и грудных позвонков, которые вызывают сдавление, деформацию черепно-мозговых нервов и питающих головной мозг сосудов.
Очень часто эти смещения незаметны невооруженным глазом и не вызывают подозрений. Поэтому врачи стараются вылечить сами нарушения, не устраняя их первопричин.
Именно с этим связаны трудности лечения ЗПРР. Лекарственные препараты, лечение у невролога, дефектолога, логопеда, физиотерапия улучшают состояние, однако на это уходит очень много времени, потому что не устраняются последствия травм, их вызвавших.
Непосредственно лечением родовых и перенесенных в течение жизни травм занимается остеопатия. Посетить остеопата лучше всего как можно раньше. Чем младше ребенок, тем легче и быстрее избавиться от нарушений и проще догнать в развитии сверстников. В детском возрасте время играет огромную роль, так как малыш развивается и меняется буквально с каждым днем. Если задерживается в развитии речь, то вместе с ней идет задержка и психического, и умственного развития, которые непосредственно связаны с речью и общением. После устранения последствий травм восстанавливается кровоснабжение и иннервация головного мозга, благодаря чему нарушения его работы ликвидируются, улучшаются внимание, усидчивость, память, уходит повышенная нервная возбудимость и агрессия. Если параллельно проводится лечение у логопеда и психолога, их эффективность значительно возрастает.
При первом посещении врач-остеопат тщательно осматривает маленького пациента и сообщает родителям, есть ли необходимость в лечении и какое количество сеансов необходимо для восстановленя.
Есть вопросы? Напишите мне